"Возвращайте это "я" обратно к его источнику"
Отрывок из книги «Ум исчез, Я — Сущее». Дэвид Годман.
Книга о пробуждённом ученике Раманы Махарши Шри Лакшмана Свами и его ученице Матру Шри Сараде.
… Ум успокоится только исследованием “Кто я?”. Мысль “Кто я?”, разрушив все остальные мысли, в конце концов уничтожится и сама, подобно палке, используемой для перемешивания погребального костра. При появлении других мыслей надо не следовать за ними, а спрашивать: “Для кого они возникают?”. Какое имеет значение, сколько мыслей поднимется? При возникновении каждой мысли следует прилежно спрашивать: “Для кого возникла эта мысль?” и тогда всплывёт ответ: “Для меня”. Если же после этого спросить: “Кто я?”, то ум возвращается к своему источнику (А т м а н у) и происходит успокоение возникшей мысли. При повторении такой практики ум при обретает большую силу и способность оставаться в своём источнике.
Если ум обращается вовнутрь путём поиска источника ахам-вритти (“я”-мысли), то васаны угасают. Свет А т м а н а падает на васаны и производит в форме отражения феномен, называемый умом. Таким образом, когда васаны угасают, ум также исчезает, поглощённый Светом этой Единой Реальности, Сердца.
Это итог и сущность всего, что стремящемуся к истине необходимо знать. Категорическое требование к нему — вести ревностный и однонаправленный поиск источника ахам-вритти. Когда ум непрерывно исследует свою собственную природу, обнаруживается, что нет такой вещи, как ум. Это прямой путь для всех. Ум — это только мысли. Из всех мыслей мысль: “я” — коренная. Поэтому ум есть только “я”-мысль. Когда при подъеме “я”-мысли исследуется: «Откуда поднимается “я”?», это “я” исчезает. Таково Само-исследование.
Вопрос: Я практиковал само-исследование. Я спрашиваю себя: “Кто я?” и достигаю стадии, где осознаю, что я не ум. Это сопровождается чувством пустоты. Как выйти за пределы этого чувства?
Свами: Кто говорит, что он — не ум и кто переживает эту пустоту?
Вопрос: Я не понимаю.
Свами: Это говорит ваш ум. Все ваши переживания и вопросы всё ещё носят умственный характер. Решение, что вы — не ум, есть деятельность ума. Переживание чувства пустоты это тоже опыт ума. Если вы хотите превзойти ум посредством само-исследования, то вам не следует прекращать использование ума для вынесения суждений и познания. Вы должны поддерживать поиск “Кто я?”. Спросите себя: “Кто переживает пустоту?”, “Кто думает, что он — не ум?”. Серьёзно продолжайте поиск, запрашивая мысли сразу, как только они возникают. В конечном счете “я” возвратится к своему источнику и переживёт блаженство А т м а н а. Не удовлетворяйтесь ответами на вопрос “Кто я?” или переживаниями — все они присутствуют только в уме.
Свами: Первая появляющаяся мысль — это “я”-мысль. Она поднимается в Сердце и, в долю секунды, перемещается в мозг, отождествляется с телом и чувствами и затем видит вокруг себя этот мир как некую реальность. Занимайтесь поиском “Кто я?”. Возвращайте это “я” обратно к его источнику. Когда “я” возвращается в свой источник и отождествляется с А т м а н о м вместо того, чтобы отождествляться с чувствами, то присутствует покой и блаженство. Для этого вам необходимо избавиться от всех мыслей. Самой первой из всех мыслей является “я”-мысль. Оставьте все остальные мысли и держитесь за “я”-мысль. Тогда А т м а н обнимет это “я” и поглотит его.
Свами: И усилие, и Милость необходимы, чтобы успешно следовать поиску, но без вичары (само-исследования) нет Милости, а без Милости нет вичары. Вы можете держаться “я”-мысли своими собственными усилиями; большего вам не сделать. Что произойдёт, если свечу поднести близко к солнцу? Она расплавится. То же самое случится и с умом, если вы держитесь за “я”-мысль. Когда ум движется обратно к своему источнику в Сердце, А т м а н поглощает его до тех пор, пока не останется только ОН. В А т м а н е нет “я”-мысли, нет ума и нет мыслей.
Вопрос: Само-исследование необходимо практиковать в сидячей позе?
Свами: Если ум и его мысли сохраняются, то от сидячей медитации пользы нет. Ум должен быть спокоен. Когда ум спокоен, переживается блаженство. Если вы способны неоднократно погружаться в Себя, А т м а н, и пребывать там, то это приведёт к постоянному пребыванию в А т м а н е.
Вопрос: Когда я исследую, кем являюсь, ум успокаивается. Но только на определённый момент. Спустя несколько мгновений тишины я снова оказываюсь среди мыслей. Тогда я опять вспоминаю само-исследование и успокаиваюсь на некоторое время. Затем я вновь забываю им заниматься. И так продолжается весь день.
Свами: Да, подобное происходит, но чем больше вы практикуете, тем ум становится более спокойным. Для меня окружающий мир является бодрствующим сном. Если вы находитесь в этом состоянии, то для вас нет ни рождения, ни смерти; нет и сна. Прежде всего исследуйте себя. Просто сидите каждый день полчаса и исследуйте источник “я”. Спрашивайте себя: «Что является источником этого “я”?». Когда нет мысли — блаженство. Мысль сама по себе — боль.
Вопрос: Иногда появляются вопросы. Они, конечно, присутствуют в уме. Должен ли я игнорировать их и продолжать практику или мне следует искать какой-то ответ?
Свами: Продолжайте практику и оставьте вопросы в покое.